Статьи » Велосипедный спорт. Программа подготовки велогонщиков.

                                               Программу разработал
           Захаров АЛ. - заведующий кафедрой теории и методики велосипедного спорта и триатлона РГУФК,
           кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры Российской
           Федерации
                                                      Рецензент:
           Капитонов В.А. - кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта, заслуженный
           тренер СССР, Федерация велосипедного спорта России
В27        Велосипедный спорт (гонки на шоссе): Примерная программа спортивной подготовки для
           детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
           олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства [Текст] / А. А. Захаров - М:
           Советский спорт, 2005 -160 с.-1500 экз.
           ISBN 5-9718-0027-2
                                                                                              УДК 796/799
                                                                                              ББК 75.721.7
ISBN 5-9718-0027-2                                     © Федеральное агентство по физической
                                                       культуре и спорту, 2005
                                                       © Захаров А.А., 2005
                                                       © Оформление. ОАО «Издательство
                                                       "Советский спорт"», 2005
                         ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     Программа по велосипедному спорту (гонки на шоссе) для детско-юношеских спортивных
школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва
(СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) разработана на основе
нормативных документов, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации
по физической культуре и спорту:
     - «Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной
детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР)» (1987);
     - «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» № 96-
ИТ от 25 января 1995 г.;
     - «Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР, ШВСМ и УОР»,
утвержденный Госкомспортом России № 390 от 28 июня 2001 г.
     Программа содержит современные научно обоснованные рекомендации по построению,
содержанию и организации спортивной подготовки велосипедистов, специализирующихся в
гонках на шоссе. Данная программа разработана в соответствии с требованиями к спортивной
подготовке в группах начальной подготовки (ГНП), учебно-тренировочных группах (УТГ),
группах спортивного совершенствования (ГСС) и группах высшего спортивного мастерства
(ГВСМ), реализуемой в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ.
     Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной
подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
     - формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, содействие
разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся;
     - создание условий в процессе занятий велосипедным спортом для формирования у
занимающихся навыков здорового образа жизни, устойчивого интереса и потребности к
занятиям физической культурой и спортом;
     - обеспечение эффективной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов
резерва сборной команды России по велосипедному спорту (гонки на шоссе);
     - подготовка инструкторов и судей по велосипедному спорту. Структура программы
содержит четыре основные части.
     I. Вводная часть включает в себя краткую общую характеристику системы подготовки
велосипедиста. Рассматриваются основные компоненты системы спортивной подготовки
велосипедиста, а также цели, задачи и основные принципы, реализуемые в процессе
спортивной подготовки. Отдельный раздел посвящен общим положениям, определяющим
построение многолетней подготовки велосипедиста. В заключительном разделе представлена
модель многолетней подготовки велосипедиста.
     II. Нормативная часть программы включает в себя материалы, регламентирующие
деятельность спортивной школы, раскрывающие и организующие содержание подготовки
учащихся спортивной школы по годам обучения. Основной материал представлен в форме
таблиц. В данной части программы нашли отражение: условия комплектования учебных групп
по годам обучения в спортивной школе; основные показатели соревновательной деятельности;
примерная модель распределения тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном
цикле подготовки велосипедистов по годам обучения; приемные и контрольно-переводные
нормативы; состав и соотношение основных средств подготовки конкретных возрастных
контингентов занимающихся.
     III. Методическая часть программы включает в себя пять разделов. В них
рассматриваются организационно-методические рекомендации к построению этапов
многолетней подготовки, материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного
процесса, требования к организации врачебного и педагогического контроля, основы
воспитательной работы, меры безопасности и предупреждения травматизма.
     IV. Программный материал имеет практический и теоретический разделы.
Теоретический раздел программы определяет минимум знаний, которыми должны овладеть
учащиеся в процессе обучения в спортивной школе, а практический раздел - программный
материал, определяющий содержание физической, технической, тактической и психической
подготовки велосипедистов. В отдельном разделе представлен программный материал по                                                                              
инструкторской и судейской практике.
     В данной программе, в отличие от ранее изданной (1977), представлена целостная модель
построения системы многолетней подготовки велосипедистов, специализирующихся в гонках
на шоссе. В основу построения программы положена идея комплексного подхода к решению
задач подготовки велосипедистов за счет использования в единой системе всех
организационно-методических форм практикуемых в системе спортивных школ Российской
Федерации. В программе впервые представлена общая последовательность изучения материала,
что позволяет тренерам ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ придерживаться в своей работе единого
стратегического направления в построении учебно-тренировочного процесса.
     Программа является основным государственным документом по организации и
проведению     спортивной    подготовки    в   детско-юношеских     спортивных     школах,
специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва и школах высшего
спортивного мастерства по велосипедному спорту (гонки на шоссе). Построение и содержание
программы позволяет творчески подходить к перераспределению часов между отдельными
компонентами и формами спортивной подготовки с учетом индивидуальных особенностей
учащихся, задач и организационных условий освоения тех или иных разделов программы. В
процессе реализации программного материла должны учитываться различные региональные,
климатические условия, наличие материальной базы, тренажерных и восстановительных
средств.                                                                                         
                               I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
     Подготовку спортсмена в велосипедном спорте необходимо рассматривать как целостную
систему. В вводной части программы представлена общая характеристика системы подготовки
велосипедиста и базовых теоретических положений, определяющих построение многолетней
подготовки велосипедиста.
         1.1. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ
                                    ПОДГОТОВКИ
     Рассматривая подготовку велосипедиста как систему, в ней следует выделить несколько
компонентов, которые, в свою очередь, состоят из множества элементов.
     В качестве основных компонентов системы спортивной подготовки необходимо
рассматривать:
     • систему соревнований;
     • систему тренировки;
     • систему факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной
деятельности.
     Все компоненты системы подготовки взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
Вместе с тем они имеют вполне определенные задачи и методические особенности, которые
придают им самостоятельное значение.
     Система соревнований представляет собой ряд официальных и неофициальных
соревнований (гонок), включенных в единую систему подготовки велосипедиста. Достижение
высокого результата в соревнованиях, имеющих наибольшее значение на определенном этапе
подготовки гонщика, выступает как цель, которая придает единую направленность всей
системе, всем компонентам подготовки. Наряду с этим другие (менее значительные)
соревнования выполняют важную подготовительную функцию, поскольку участие гонщика в
соревнованиях является мощным фактором совершенствования специфических физических
качеств, технической, тактической и психической подготовленности. Подчеркивая ведущую
роль системы соревнований в подготовке велосипедиста, необходимо учитывать, что взятая
отдельно она не может рассматриваться как самостоятельная система, способная обеспечить
полноценную подготовленность гонщика. Только оптимальное сочетание соревновательной
подготовки с другими компонентами системы подготовки может обеспечить достижение
спортивных целей.
     Центральным компонентом подготовки велосипедиста является система спортивной
тренировки. В структуре спортивной тренировки принято выделять: физическую, техническую,
тактическую и психическую подготовку. В рамках каждого из этих направлений решаются еще
более конкретные задачи. Так, например, физическая подготовка включает разделы по
совершенствованию отдельных физических качеств (силы, выносливости, гибкости, быстроты,
координации). В процессе технической подготовки можно выделить обучение отдельным
техническим действиям (элементам) и т.д. Комплексным результатом спортивной тренировки
является достижение велосипедистом состояния тренированности, которое выражается в
повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена и достигнутой
степени совершенства владения технико-тактическими действиями и психическими
свойствами.
     Решение задач подготовки спортсмена в велосипедном спорте требует направленного
использования факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной
деятельности. В качестве таких факторов можно выделить: питание и фармакологические
средства, физиотерапевтические воздействия, психотерапевтические и биомеханические
факторы.
     Организм человека представляет собой сложную биологическую и социальную систему,
которая находится в состоянии постоянного взаимодействия с окружающей средой и только
благодаря этой связи способна существовать как целостная система. Поэтому, рассматривая
подготовку велосипедиста как систему, тренер не должен забывать, что неотъемлемым
условием нормальной жизнедеятельности человека является удовлетворение его естественных
биологических и социальных потребностей. На процесс подготовки спортсмена влияет                                                                                   
множество факторов, связанных с условиями жизни человека в обществе (материальный
уровень жизни, бытовые условия, экологические и климато-географические условия
окружающей среды и многие другие). Влияние среды в значительной мере содействует
естественному биологическому ритму развития организма спортсмена. Это обстоятельство
должно строго учитываться в ходе управления процессом подготовки велосипедиста. В
спортивной практике влияние этих обстоятельств иногда не полностью осознается в сравнении
со специфическими факторами подготовки велосипедиста, но это вовсе не умаляет их значения
в достижении спортивных целей.
      Чем выше уровень спортивных достижений, тем сложнее структура и содержание
подготовки гонщика. Приспособление системы подготовки к выполнению специфических
функций осуществляется посредством увеличения количества элементов их дифференциации и
специализации.
    1.2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В
                    ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
      Целью спортивной подготовки велосипедиста является достижение максимально
высокого для данного индивидуума спортивного результата. Общая цель воплощается в
решении задач, конкретизируемых с учетом временного масштаба, индивидуальных
возможностей велосипедиста и основных направлений (компонентов) подготовки.
Конкретизация целей и основных задач подготовки велосипедиста находит выражение в
объективно измеряемых количественных показателях: спортивных результатах, спортивно-
квалификационных нормативах, тестовых показателях, параметрах тренировочной и
соревновательной деятельности. Итоговые и этапные задачи подготовки приобретают
целостное количественное оформление в прогностических моделях, характеризующих уровень
подготовленности велосипедиста.
      При формировании личностных целевых установок велосипедиста в процессе
многолетней подготовки не следует забывать, что достижение высших спортивных результатов
не должно вступать в противоречие с задачами воспитания спортсмена как социально
полноценной личности.
      Построение системы спортивной подготовки как целостного процесса, объединяющего в
себе различные компоненты, предполагает последовательную реализацию определенных
принципов и закономерностей. Наряду с положениями и принципами естественных и
гуманитарных наук, имеющими общетеоретическое значение, при построении системы
подготовки велосипедиста следует учитывать и специфические принципы.
    1.2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
                      СПОРТСМЕНА В ВЕЛОСИПЕДНОМ СПОРТЕ
      Направленность к высшим достижениям является главенствующим положением,
определяющим структуру и содержание всей системы спортивной подготовки велосипедиста.
Направленность к высшим достижениям оптимизирует все основные компоненты подготовки в
велосипедном спорте: состав тренировочных средств и методов, параметры соревновательной
деятельности, структуру и содержание тренировочного процесса, режим жизни, применение
средств восстановления и другие факторы.
      Направленность к высшим достижениям определяет постепенность увеличения и
тенденцию тренировочного процесса к использованию максимальных нагрузок с учетом
временных закономерностей становления спортивного мастерства. Без увеличения нагрузки
нельзя рассчитывать на устойчивое повышение уровня подготовленности спортсмена, а тем
более достижение уровня высших спортивных результатов. Объем и интенсивность физических
упражнений, стимулирующих адаптационные перестройки в организме велосипедиста, должны
иметь тенденцию к постепенному увеличению в процессе многолетней подготовки. Главным
условием, определяющим особенности реагирования систем организма на возрастающую
нагрузку, является величина прироста воздействия нагрузки во времени.
      Возможность повышения нагрузок имеет свой индивидуальный предел мобилизации
адаптационных резервов организма. В связи с этим стратегия многолетней подготовки должна
строиться с учетом того, чтобы на уровень максимальных параметров нагрузок гонщик вышел в
соответствии с уровнем индивидуального биологического развития в оптимальной фазе                                                                                    
высших достижений.
     Направленность к высшим достижениям во многом определяет процесс постоянного
улучшения конструкции велосипедов, специального оборудования, спортивной формы и
других факторов, которые существенным образом влияют на результативность тренировочной
и соревновательной деятельности в велосипедном спорте.
     Единство общей и специальной подготовки отражает связь и взаимообусловленность
различных по степени специализированности средств и методов подготовки. В процессе
построения многолетней подготовки необходимо учитывать задачи общего развития организма
и укрепления здоровья велосипедиста, а также задачи специализированного развития тех
функциональных систем организма спортсмена, которые определяют достижения в данном
виде велосипедного спорта. На начальных этапах многолетней подготовки в детском и
юношеском возрасте значительное внимание уделяется общей (базовой) подготовке. В
дальнейшем происходит постепенное увеличение доли специализированных средств в общем
объеме тренировочных воздействий.
     Углубленная спортивная специализация и индивидуализация - главное условие
эффективной подготовки, имеющей направленность к высшим достижениям. Заключается в
соответствии параметров и структуры тренировочных и соревновательных воздействий,
требованиям соревновательной деятельности в данном виде велосипедного спорта.
Постепенная реализация этого подхода в процессе многолетней подготовки позволяет
обеспечить достижение высших спортивных результатов.
     Углубленная спортивная специализация имеет свою специфику реализации в масштабе
отдельных циклов подготовки. На первых этапах подготовки параметры соревновательной
деятельности воспроизводятся фрагментарно (в рамках выполнения отдельных
соревновательных действий или их сочетаний). По мере роста подготовленности все более
значительное место в подготовке велосипедиста занимают упражнения, возможно целостно
воспроизводящие     параметры      соревновательной    деятельности. Благодаря    такой
последовательности преодолевается противоречие между несоответствием исходного уровня
подготовленности гонщика и планируемым спортивным результатом в данном цикле
подготовки.
     При этом сами параметры соревновательной деятельности постоянно изменяются от
одного тренировочного цикла к другому, приближаясь к требованиям целевой
соревновательной деятельности на уровне высших достижений.
     Каждому виду велосипедного спорта присуща своя, специализированная структура
функциональной подготовленности. При этом установлено, что у гонщиков высшей
квалификации часто выделяется несколько доминирующих показателей подготовленности при
относительно среднем уровне развития других составляющих. Эта особенность структуры
подготовленности придает важное значение принципу индивидуализации в подготовке
велосипедистов. Наибольший эффект подготовки достигается при построении и реализации
тренировочных программ, ориентированных на максимальное развитие индивидуальных
задатков гонщика.
     Цикличность процесса подготовки предполагает систематическое воспроизведение
относительно законченных структурных единиц тренировочного и соревновательного процесса.
Периодические процессы наблюдаются на всех уровнях организации живых систем.
Циклический характер построения подготовки сочетается с волнообразной динамикой
нагрузок, которая реализуется в различных циклах подготовки, позволяя избежать
противоречий между нагрузками различной преимущественной направленности, объемом и
интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления и восстановления и т.п.
     Основы принципа цикличности могут быть выражены в следующих методических
положениях:
     • при построении тренировки следует исходить из необходимости систематического
повторения ее элементов и одновременного изменения их содержания в соответствии с
закономерностями тренировочного процесса;
     • рассматривать любой элемент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более и
менее крупными составляющими тренировочного процесса;
     • выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок осуществлять в
соответствии с требованиями закономерно чередующихся этапов и периодов тренировки,                                                                                      
находя их соответствующее место в структуре тренировочных циклов.
      Непрерывность процесса подготовки отражает одно из основных условий адаптации
организма человека, составляющих основу построения процесса спортивной подготовки. Все
формы тренировочных и соревновательных воздействий, а также дополнительные средства
подготовки велосипедиста должны быть объединены в единую систему, обеспечивающую
преемственность тренировочных эффектов применяемых нагрузок с учетом целевой
направленности всей подготовки. Воздействие каждой нагрузки должно начинаться на фоне
сохраняющегося следового эффекта предыдущего воздействия. Если интервалы отдыха
чрезмерно увеличены и состояние спортсмена каждый раз возвращается к исходному уровню,
то есть исчезает «адаптационный след» предыдущего воздействия, прогрессирующего
повышения подготовленности велосипедиста добиться невозможно.
      Принцип непрерывности предполагает систематичность тренировочных воздействий на
протяжении длительного периода времени. Подготовка велосипедиста должна строиться как
многолетний и круглогодичный процесс, все компоненты которого взаимосвязаны,
взаимообусловлены и подчинены единой цели достижения высших спортивных результатов.
         1.3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОСТРОЕНИЕ
               МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТА
      Уровень достижений в современном велосипедном спорте столь высок, что превзойти его
или даже приблизиться к нему могут только люди, посвятившие себя спортивной деятельности
на протяжении многих лет.
      Многолетняя подготовка является высшим структурным уровнем, на котором намечаются
наиболее общие задачи, определяющие стратегию достижений высот спортивного мастерства.
Ее рациональное построение требует учета многих факторов и закономерностей достижения
максимальных результатов. В числе положений, в наибольшей степени определяющих
построение многолетней подготовки в велосипедном спорте, следует учитывать следующие.
   1.3.1. ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
      Первый шаг в рациональном построении многолетней подготовки связан с установлением
оптимальных возрастных границ, в рамках которых демонстрируются высшие спортивные
результаты. Изучение многолетней практики выступлений велосипедистов на крупнейших
соревнованиях - Олимпийские игры, чемпионаты мира, международные многодневные гонки
«Тур де Франс», «Джиро Италия», «Вуэльта Испании» и многие другие - за всю историю этих
соревнований свидетельствует об относительной стабильности показателей возраста гонщиков,
входящих в число сильнейших.
      На рис. 1.3.1 представлены обобщенные показатели возраста велосипедистов-
профессионалов, в котором они становились победителями наиболее значимых соревнований в
велосипедном спорте. Распространенное мнение о тенденции к всеобщему омоложению
спортсменов в велосипедном спорте является необоснованным.
      Возрастные границы высших достижений сохраняются стабильными на протяжении
последних двух-трех десятилетий. Этот факт позволяет сделать вывод, что максимальных
результатов могут добиться только те велосипедисты, многолетняя подготовка которых
построена с таким расчетом, чтобы динамика тренировочных и соревновательных нагрузок
обеспечила выход гонщика на уровень высших достижений в оптимальном возрасте.
                                                                                        
     Рис. 1.3.1. Обобщенные показатели возраста велосипедистов-профессионалов, которые
выигрывали большие туры («Вуэльта Испании», «Джиро Италия», «Тур де Франс») и
чемпионаты мира за всю историю их проведения (по С.В. Ердакову)
     Для рационального построения многолетней подготовки в велосипедном спорте важно
знать оптимальные темпы прироста спортивных результатов во времени, а также общую
продолжительность достижения уровня высших спортивных результатов. Определение
возрастных границ становления спортивного мастерства позволяет наметить этапы, в
соответствии с которыми определяются основные задачи подготовки, динамика нагрузок,
преимущественный состав средств и методов подготовки.
     Темпы прироста спортивных результатов не равномерны. На начальных этапах
спортивного совершенствования прирост идет быстрее, а на заключительных - медленнее.
Существуют значительные различия в зависимости от пола и вида спортивной специализации.
Женщинам, как правило, требуется на один-два года меньше времени для достижения высоких
спортивных результатов, чем мужчинам.
     Установление возрастных границ вовсе не исключает, что отдельные одаренные гонщики
могут показать выдающиеся результаты, несколько опережая средний показатель. Таких
примеров достаточно много. Тем не менее практика велосипедного спорта, к сожалению,
показывает, что ранние относительно высокие спортивные результаты чаще всего являются
свидетельством форсированной подготовки.
     Различия в возрасте и темпах достижения высот спортивного мастерства, а также
возрастные особенности развития двигательных качеств, требуют определения целесообразных
сроков начала специализированной подготовки в избранном виде велосипедного спорта.
Определить эти сроки можно на основе простого арифметического действия, где из показателя
среднего возраста высших достижений в данном виде велосипедного спорта следует вычесть
среднее значение показателя длительности становления спортивного мастерства. Полученный
результат дает представление о возрасте, не позднее которого желательно приступить к
регулярным занятиям велосипедным спортом в гонках на шоссе.
     Для рационального построения многолетней подготовки в велосипедном спорте (гонки на
шоссе) оптимальным возрастом для зачисления детей в группы начальной подготовки (1-й год
обучения) принят возраст 9-10 лет. Этот возраст соответствует минимальному возрасту
зачисления детей в спортивные школы, установленному в «Нормативно-правовых основах,
регулирующих деятельность спортивных школ» (1995).
     Наряду с установлением возрастных параметров зачисления детей в группы начальной
подготовки следует учитывать современные тенденции развития велосипедного спорта в
России и в мировой практике этого вида спорта. Прежде всего необходимо отметить влияние
традиций, сложившихся в детском спорте в различных регионах, наличие благоприятных
                                                                                       
климатических условий, инвентаря и спортивных сооружений. Следует учитывать
возрастающую популярность таких видов велосипедного спорта как, например, ВМХ,
способствующих приобщению детей к регулярным занятиям велосипедным спортом уже с 6-7-
летнего возраста. Эти тенденции требуют (для создания условий эффективной подготовки
спортивного резерва в велосипедном спорте) зачисления детей в спортивные школы
(спортивно-оздоровительные группы) начиная с 6-летнего возраста.
      Также необходимо учитывать, что большинство велосипедистов, приступивших к
целенаправленным углубленным занятиям велосипедным спортом относительно поздно и
добившихся выдающихся результатов, как правило, прошли до этого подготовку в других
видах спорта. Следовательно, при зачислении детей в спортивную школу следует обязательно
принимать во внимание общий стаж занятий спортом.
          1.3.2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И
                      ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
      В     процессе     развития     организм    человека    претерпевает     закономерные
морфофункциональные изменения. Многочисленные исследования онтогенеза позволили
выявить определенную гетерохронность в формировании различных органов и систем
организма, характерную для различных периодов. Возрастные особенности биологического
созревания различных функциональных систем сказываются на эффективности обучения
технике двигательных действий и совершенствовании физических качеств.
      Педагогическая практика многократно показала, что эффект обучения, кроме других
факторов, зависит от возраста обучаемых. В детском возрасте значительно легче, чем во
взрослом, научить человека ездить на велосипеде, плавать, выполнять акробатические
упражнения и т.п., поскольку в эти годы активно развиваются функциональные системы
организма, обеспечивающие проявление координационных возможностей, и одновременно
мало еще выражены защитные реакции, связанные с чувством страха. Зависимость между
возрастом и эффективностью обучения меняется по мере чередования в онтогенезе периодов,
отличающихся различным уровнем «обучаемости», восприимчивости к тренировочным
воздействиям и переработке информации. Такая же закономерность прослеживается и в
отношении совершенствования двигательных (физических) качеств.
      Возрастные периоды, когда специфические тренировочные воздействия на организм
человека вызывают повышенную ответную реакцию, обеспечивающую значительные темпы
роста тренируемой функции, получили название «сенситивных» (или «критических») периодов.
Если в процессе многолетней подготовки велосипедиста не использовать периоды, особо
благоприятные для совершенствования двигательных качеств, то возместить потерянное
оказывается часто невозможным.
      Определить возрастные границы «сенситивных» периодов, ориентируясь только на
календарный (паспортный) возраст, бывает трудно, поэтому рекомендуется учитывать еще и
биологический возраст. Биологический возраст определяют по уровню физиологического
развития, двигательным возможностям детей, стадии полового созревания и степени
окостенения скелета (т.е. замены хрящевой ткани костной). Календарный возраст может
значительно отличаться от биологического.
      Различные двигательные качества достигают своего максимального развития в различном
возрасте в зависимости от темпов созревания функциональных систем, обеспечивающих их
проявление. С этим фактором в значительной степени связан оптимальный возраст начала
занятий велосипедным спортом, преимущественная направленность тренировочных
воздействий на начальных этапах многолетней подготовки, а также ориентировочные границы
высших достижений.
      Выраженный прогресс в совершенствовании координационных способностей и гибкости
связан с возрастом 6-10 лет и достигает максимума к 14-15 годам у девушек и на 1-2 года позже
- у юношей.
      Наибольший прирост быстроты под влиянием тренировочных воздействий происходит в
возрасте 9-12 лет, а к 13-15 годам по ряду своих проявлений достигает максимума. По данным
специалистов максимальная частота движений при педалировании (без нагрузки) повышается у
мальчиков и девочек до 13 лет. В этот период преимущество тренированных детей перед
нетренированными особенно велико. Если в этом возрасте не уделять внимание
                                                                                           
совершенствованию быстроты, то в последующие годы возникшее отставание трудно
ликвидировать.
     Силовые способности юных велосипедистов тесно связаны с ростом костной и мышечной
ткани, развитием суставно-связочного аппарата. Наибольший прирост силы отдельных мышц
происходит в период от 14 до 17 лет. В целом выраженная тенденция к улучшению показателей
мышечной силы и выносливости в велосипедном спорте может сохраняться до 25-30 и более
лет.
     Особенностью возрастного развития двигательных качеств является разнонаправленность
их изменения в период полового созревания. Скоростно-силовые качества в этот период растут
интенсивно, а координационные качества (в частности, точность дифференцирования и
воспроизведения усилий) могут даже снизиться. Происходит это в связи с наблюдающейся в
этот период гормональной перестройкой в организме подростков, которая приводит к росту
возбудимости и к увеличению подвижности нервных процессов.
     Следует также учитывать и анатомо-морфологические изменения, происходящие в этот
период в организме. Увеличение длины тела и конечностей приводит к изменению
биомеханической структуры движений, требует выработки новых координации, что
сопровождается ухудшением соразмерности и согласованности движений. Так, например,
снижение скоростно-силовых показателей у девушек 15-17 лет объясняется тем, что, с одной
стороны, приостанавливается рост быстроты движений, а с другой - нарастает вес, причем в
значительной мере за счет пассивной массы - жира. Это приводит к уменьшению
относительной силы у девушек.
     1.3.3. ДИНАМИКА НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
      Одним из главных условий, определяющих прогресс спортивных результатов в процессе
многолетней подготовки, является постепенное повышение тренировочных воздействий. Это
методическое положение определяет, прежде всего, общую динамику воздействий в масштабе
многолетней подготовки. Для тренировочных воздействий на более коротких временных
отрезках (от микроцикла до годичного цикла подготовки) более характерной является
волнообразная динамика, что обусловлено закономерностями адаптации и развития организма
в онтогенезе.
      При построении многолетней подготовки тренер должен предусматривать постепенное
повышение тренировочных воздействий от года к году. Параметры тренировочных воздействий
должны соответствовать росту морфофункциональных возможностей велосипедистов и
учитывать закономерности становления спортивного мастерства в данном виде велосипедного
спорта. На рис. 1.3.3 представлена динамика параметров специальной физической подготовки
(общий километраж за год) в процессе многолетней подготовки (гонки на шоссе).
      Первые годы многолетней подготовки характеризуются преимущественно увеличением
объема тренировочной работы, в дальнейшем происходит постепенное увеличение процентного
содержания интенсивной работы в общем объеме.
      Важным условием, определяющим особенности реагирования систем организма на
возрастающую нагрузку, является градиент роста воздействия. Слишком медленное нарастание
нагрузки может не стимулировать соответствующие адаптационные изменения в организме.
Многочисленные научные исследования и практика велосипедного спорта подтверждают, что
резкое увеличение объема и интенсивности нагрузок достигается не без ущерба для здоровья и
дальнейшего роста спортивного мастерства гонщика. К сожалению, велосипедисты,
применявшие «скачкообразный» вариант динамики нагрузок, отличаются очень коротким
периодом выступлений на высшем уровне, часто это всего один-два года. Видимо,
«структурная цена адаптации» при скачкообразном приросте нагрузок столь высока, что
адаптационных резервов для дальнейшего прогресса в организме спортсмена не остается, и
результаты его или стабилизируются, или начинают снижаться. За последнее десятилетие не
отмечено ни одного случая, подтверждающего стабильные (на протяжении нескольких лет)
выступления российских гонщиков в условиях профессионального велосипедного спорта,
имевших «скачкообразную» (форсированную) динамику нагрузок на этапах углубленной
спортивной специализации или спортивного совершенствования.
      Ежегодное увеличение объема работы может колебаться в относительно широких
пределах в зависимости от этапа многолетней подготовки. На начальных этапах, когда
                                                                                       
суммарная величина тренировочных воздействий далека от предельных величин, повышение
объема тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки может
составлять приблизительно до 30-40% (с учетом возрастного развития велосипедиста). По мере
приближения к предельным параметрам воздействий на этапе высших достижений ежегодное
повышение объема работы, как правило, не превышает 15-20%, а интенсивности - 6-15%.
      Рис. 1.3.3. Динамика параметров специальной физической подготовки (общий километраж
за год) в процессе многолетней подготовки (гонки на шоссе)
         1.3.4. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ
                                       ПОДГОТОВКИ
      Каждое тренировочное средство или метод подготовки характеризуется своим
«тренирующим потенциалом», то есть способностью вызвать соответствующие адаптационные
и последующие поступательные изменения в организме, которые в конечном счете определяют
прогресс в спортивных результатах велосипедиста. По мере использования одного
тренировочного средства или метода подготовки ответная реакция организма на это
воздействие постепенно уменьшается и дальнейшее его применение уже не обеспечивает
прирост спортивного результата.
      Тренировочных средств и методов с абсолютным тренировочным эффектом нет. Как
показала практика, тренирующий эффект того или иного воздействия следует рассматривать
относительно уровня подготовленности спортсмена, его биологического возраста,
особенностей вида велосипедного спорта и т.п. Отсюда следует, что возможности постоянного
роста спортивных результатов в процессе многолетней подготовки велосипедиста следует
                                                                                       
связывать не с надеждой на абсолютное тренировочное средство или один
«сверхэффективный» метод, а с разработкой целесообразной системы многолетних
тренировочных воздействий. Важным условием при этом является наличие определенной
преемственности тренировочных средств и методов в процессе многолетней подготовки
гонщика.
     По мере снижения степени воздействия одного средства в процессе подготовки
необходимо включить более эффективные.
     Нарушать преемственность, включая на ранних этапах подготовки некие предельно
высокие тренировочные воздействия, методически недопустимо по двум основным причинам:
     - во-первых, организм начинающего велосипедиста функционально не готов к таким
воздействиям, и они могут привести к чрезмерной интенсификации адаптационных процессов,
перенапряжению отдельных функциональных систем;
     - во-вторых, своевременное применение средств с невысоким абсолютным тренирующим
потенциалом способно обеспечивать оптимальные темпы роста спортивных результатов на
ранних этапах многолетней подготовки, более постепенные и разносторонние адаптационные
изменения, создающие благоприятные предпосылки для последующего спортивного
совершенствования.
     В каждом виде велосипедного спорта сформировался свой арсенал тренировочных
средств и методов подготовки. Планируя многолетнюю подготовку, тренер должен
распределить их в соответствии с определенной логикой преемственности воздействий. Общая
тенденция этого процесса характеризуется постепенным изменением соотношения средств
общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в процессе
многолетней подготовки. Нарушение этой общей закономерности препятствует достижению
потенциально возможных для велосипедиста максимальных спортивных результатов.
     Стремление некоторых тренеров как можно быстрее и наиболее «простыми» путями
добиться успешного выступления своих воспитанников в соревнованиях приводит к тому, что в
практику подготовки юных велосипедистов внедряются самые мощные средства и методы
современной тренировки, допустимые к применению при подготовке только гонщиков
высокого класса. Иногда такой подход действительно приводит к быстрому росту результатов,
определенным успехам в соревнованиях на юношеском и юниорском уровне, но одновременно
служит главной причиной потери перспективы на достижение высоких результатов в
оптимальном возрасте. Итогом такой подготовки чаще всего становятся серьезные нарушения в
состоянии здоровья юных велосипедистов, их однобокая техническая и функциональная
подготовленность, психические срывы.
          1.4. МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
                                   ВЕЛОСИПЕДИСТА
     При рациональном построении системы многолетней спортивной подготовки
велосипедиста следует выделять пять этапов:
     I этап - предварительная подготовка;
     II этап - начальная спортивная подготовка;
     III этап - углубленная спортивная подготовка;
     IV этап - спортивное совершенствование;
     V этап - высшие спортивные достижения (в структуре которого выделяют три фазы).
     Выделение каждого этапа связано с решением определенных задач подготовки
велосипедиста. Рационально построенная многолетняя подготовка предполагает строгую
последовательность в решении этих задач, обусловленную биологическими особенностями
развития организма человека, закономерностями становления спортивного мастерства в данном
виде велосипедного спорта, динамикой тренировочных и соревновательных нагрузок,
эффективностью тренировочных средств и методов подготовки и других факторов подготовки.
Этапы многолетней подготовки, как правило, не имеют четких возрастных границ и
фиксированной продолжительности. Их начало и завершение может смещаться (в
определенных пределах) в зависимости от факторов, влияющих на индивидуальные темпы
становления спортивного мастерства. Переход велосипедиста от одного этапа подготовки к
другому характеризуется прежде всего степенью решения задач прошедшего этапа.
                                                                                        
     Наглядное представление о структуре многолетней подготовки велосипедиста с учетом
сроков становления спортивного мастерства дает модель, приведенная на рис. 1.4. В модели,
представлены в единой временной шкале четыре организационно-методических параметра,
характеризующих процесс многолетней подготовки велосипедиста в условиях спортивной
школы:
     • возраст велосипедиста;
     • этап многолетней подготовки;
     • учебная группа и год обучения в спортивной школе;
     • сроки становления спортивного мастерства (годы) с учетом спортивных разрядов и
званий ЕВСК (рекомендованные сроки выполнения нормативов Единой всероссийской
спортивной классификации).
     Выделяемые этапы многолетней подготовки соотнесены с периодом обучения в
различных учебных группах в системе спортивных школ. Учитывая, что рациональная система
спортивной подготовки велосипедиста предполагает определенные темпы (сроки) становления
спортивного мастерства, в предложенной модели указаны рекомендованные сроки выполнения
нормативов Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) по велосипедному
спорту (гонки на шоссе).
     Подготовка велосипедистов на этапе высших спортивных достижений лишь частично
реализуется в условиях спортивных школ (I фаза этапа высших достижений).
     Рис. 1.4. Модель структуры многолетней подготовки велосипедистов с учетом сроков
становления спортивного мастерства
                                                                                       
                          II. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
     Нормативная часть программы представляет собой комплекс документов,
регламентирующих организацию и содержание учебно-тренировочного процесса в
учреждениях спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) по велосипедному
спорту (гонки на шоссе). Нормативная часть программы разработана в соответствии с
«Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ»(1995), и
«Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР,
ШВСМ и УОР)»(2001).
     Спортивная школа организует работу с учащимися в течение календарного года. В
каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные,
спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.
     Начало и окончание учебного года устанавливается администрацией и зависит от
специфики вида велосипедного спорта, календаря спортивных соревнований, климатических
условий, возраста занимающихся и периодизации спортивной подготовки.
     Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: практические
(групповые и индивидуальные) учебно-тренировочные и теоретические занятия, медико-
восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в
соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.
     Расписание тренировочных занятий составляется администрацией спортивной школы по
представлению тренера-преподавателя в целях установления более эффективного режима
спортивной подготовки и обучения спортсменов в общеобразовательных и других
учреждениях.
     Комплектование учебных групп (зачисление и перевод на последующий год обучения)
осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми основами
деятельности спортивных школ.
     В соответствии с этими требованиями в условиях спортивных школ, имеющих отделение
велосипедного спорта (гонки на шоссе), комплектуются следующие учебные группы
спортивной подготовки:
     • спортивно-оздоровительные (1-4 года обучения);
     • начальной подготовки (1-3 года обучения);
     • учебно-тренировочные (1-4 года обучения);
     • спортивного совершенствования (1-3 года обучения);
     • высшего спортивного мастерства (1-4 года обучения).
     2.1. УСЛОВИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПО ГОДАМ
                      ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
     Условия комплектования учебных групп по годам обучения в спортивной школе
представлены в таблице 2.1.1. Возраст занимающихся для зачисления в спортивную школу и
перевода по годам обучения исчисляется на момент начала учебного года (на 01 сентября
текущего года) с таким расчетом, чтобы в течение наступающего учебного года возраст
зачисленного в учебную группу спортсмена соответствовал установленным требованиям.
     Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах устанавливается в
диапазоне 6—17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает
учредитель спортивной школы при наличии разрешения органов здравоохранения. В
спортивно-оздоровительные группы зачисляются учащиеся, желающие заниматься
велосипедным спортом и оздоровительными формами физической культуры на основе
использования упражнений на велосипеде и не имеющие медицинских противопоказаний к
данному виду спортивно-оздоровительной деятельности.
     В группы начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься велосипедным
спортом и не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спорта. Минимальный
возраст, установленный для зачисления учащихся в группы начальной подготовки отделения
велосипедного спорта (гонки на шоссе) - 9 лет. В качестве основных критериев для зачисления
учащихся и перевода по годам обучения следует учитывать: состояние здоровья и уровень
физического развития; освоение элементов начальной технической подготовки; выполнение
                                                                                        
норм общей физической подготовленности, освоение предусмотренного программой объема
тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения и др.
       Учитывая практические условия проведения тренировочных занятий с учащимися
спортивной школы, следует уделить повышенное внимание освоению «Правил дорожного
движения велосипедиста». Этот раздел программы должен включать как освоение
теоретического раздела, так и формирование устойчивых практических навыков движения на
велосипеде в условиях интенсивного дорожного движения. Курс освоения «Правил дорожного
движения велосипедиста» должен завершаться сдачей комплексного экзамена. Юные
велосипедисты, по каким либо причинам не освоившие курс и не выполнившие
экзаменационные требования в полном объеме, к последующим занятиям на шоссе допускаться
не должны.
       Таблица 2.1.1
       Условия комплектования учебных групп по годам обучения в спортивной школе
                      Уровень
                                                                Общее
                    спортивной Количество
                                                             количество
          Возраст квалификаци учащихся в     Количество                    Критерии оценки, условия комплектования
   Год                                                    учебных часов
         учащихся и учащихся     учебной тренировочных                      и перевода учащихся спортивной школы
обучения                                                     в годичном
           (лет)          по      группе    дней в неделю                              по годам обучения
                                                              цикле (ч)
                    окончанию      (чел.)
                                                            (муж./жен.)
                  учебного года
                                Группы начальной подготовки (1-3 года обучения)
                                                                           1. Состояние здоровья и уровень
                                                                           физического развития.
                          III
                                                                           2. Освоение элементов начальной
 1-й год    10      юношеский        12           3            280 / 270
                                                                           технической подготовки.
                        разряд
                                                                           3. Выполнение норм ОФП.
                                                                           4. Освоение должного объема
                                                                           тренировочных и соревновательных
                                                                           нагрузок в годичном цикле подготовки.
                  II юношеский                                             5. Выполнение требований к
 2-й год    11                       12           3            439 / 424
                        разряд                                             теоретическому и практическому
                                                                           освоению «Правил дорожного движения
                                                                           велосипедиста».
                                                                           6. Освоение теоретического раздела
                                                                           программы.
                   I юношеский                                             7. Уровень мотивации к
 3-й год    12                       12           4            593 / 573
                        разряд                                             продолжительному и систематическому
                                                                           тренировочному процессу, нацеленному на
                                                                           достижение спортивных результатов.
                                Учебно-тренировочные группы (1-4 года обучения)
                                                                           1. Состояние здоровья, динамика
                                                                           физического развития и функциональной
 1-й год    13       III разряд      10           4            697 / 642
                                                                           подготовленности по годам обучения.
                                                                           2. Освоение элементов базовой
                                                                           технической подготовки.
                                                                           3. Выполнение норм ОФП.
 2-й год    14        II разряд      8            5            782 / 715
                                                                           4. Освоение должного объема
                                                                           тренировочных и соревновательных
                                                                           нагрузок в годичном цикле подготовки.
                                                                           5. Выполнение норм специализированной
 3-й год    15         I разряд      8            5            965 / 863
                                                                           подготовленности по годам обучения.
                                                                           6. Освоение теоретического раздела
                                                                           программы.
                                                                           7. Способность к проявлению волевых
 4-й год    16           КМС         8            5           1080 / 944
                                                                           качеств и уровень мотивации к
                                                                           достижениям в велосипедном спорте.
                                                                                                                 16
        Окончание таблицы 2.1.1
                      Уровень
                                                                  Общее
                     спортивной Количество
                                                               количество
            Возраст квалификаци учащихся в      Количество                    Критерии оценки, условия комплектования
   Год                                                        учебных часов
           учащихся и учащихся      учебной тренировочных                       и перевода учащихся спортивной школы
обучения                                                       в годичном
             (лет)       по          группе    дней в неделю                              по годам обучения
                                                                 цикле (ч)
                     окончанию        (чел.)
                                                               (муж./жен.)
                    учебного года
                               Группы спортивного совершенствования (1-3 года обучения)
                                                                              1. Соответствие уровня физического
                                                                              развития и функциональной
                                                                              подготовленности модельным
 1 -й год     17        КМС             6             6         1177/1033
                                                                              характеристикам велосипедистов данной
                                                                              возрастной категории.
                                                                              2. Освоение должного объема
                                                                              тренировочных и соревновательных
                                                                              нагрузок по годам обучения.
                                                                              3. Динамика становления спортивного
 2-й год      18         МС             6             6         1221 /1083
                                                                              мастерства по годам обучения
                                                                              (выполнение норм ЕВСК).
                                                                              4. Освоение теоретических разделов
                                                                              программы.
                                                                              5. Устойчивость к стрессовым ситуациям
                                                                              тренировочной и соревновательной
 3-й год      19         МС             5             6         1302/1183
                                                                              деятельности.
                                                                              6. Уровень мотивации к высшим
                                                                              достижениям в велосипедном спорте.
                              Группы высшего спортивного мастерства (1-4 года обучения)
                                                                              1. Соответствие уровня физического
                                                                              развития и функциональной
 1-й год      20         МС             5             6         1345/1229     подготовленности модельным
                                                                              характеристикам велосипедистов данной
                                                                              возрастной категории.
                                                                              2. Освоение должного объема
                                                                              тренировочных и соревновательных
 2-й год      21     МС-МСМК            4             6         1396/1289
                                                                              нагрузок по годам обучения.
                                                                              3. Динамика становления спортивного
                                                                              мастерства по годам обучения
                                                                              (выполнение норм ЕВСК).
 3-й год      22       МСМК             4             6         1441 /1332    4. Освоение теоретических разделов
                                                                              программы.
                                                                              5. Устойчивость к стрессовым ситуациям
                                                                              тренировочной и соревновательной
                                                                              деятельности.
 4-й год      23       МСМК             4             6         1512/1385
                                                                              6. Уровень мотивации к высшим
                                                                              достижениям в велосипедном спорте.
        Примечания.
        1. Перевод учащихся по годам обучения осуществляется при условии выполнения
(подтверждения) квалификационного норматива ЕВСК и положительной динамики спортивно-
технических показателей.
        2. При планировании подготовки на отдельных этапах годичного цикла допускается
отклонение от расчетного показателя до 15% с учетом задач этапа подготовки, климатических
условий, индивидуальных особенностей занимающихся, половых различий.
        3. Общее количество учебных часов в годичном цикле подготовки учащихся представлено
с учетом объема самостоятельных занятий.
        При рекомендации к продолжению обучения в учебно-тренировочных группах следует
обратить внимание на уровень мотивации учащихся к продолжительному и систематическому
тренировочному процессу, нацеленному на достижение спортивных результатов в
велосипедном спорте.
        В учебно-тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе только здоровые и
практически здоровые учащиеся, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку,
при выполнении ими требований по общей физической и специализированной подготовке.
        В качестве основных критериев для зачисления учащихся и перевода по годам обучения
следует учитывать:
        - состояние здоровья и динамику физического развития и функциональной
подготовленности;
                                                                                                                    
     - освоение элементов базовой технической подготовленности и выполнение норм общей
физической и специализированной подготовленности;
     - освоение предусмотренного программой объема тренировочных и соревновательных
нагрузок.
     Определяя перспективы юных спортсменов для продолжения занятий велосипедным
спортом на дальнейших этапах многолетней подготовки, следует учитывать способность
занимающихся к проявлению волевых качеств и уровень их мотивации к совершенствованию
спортивного мастерства в гонках на шоссе.
     В группы спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие
(подтвердившие) спортивный разряд «кандидат в мастера спорта», а в последующие годы
«мастер спорта».
     Перевод учащихся спортивных школ по годам обучения осуществляется:
     - при условии положительной динамики прироста спортивных показателей;
     - при соответствии уровня физического развития и функциональной подготовленности
модельным характеристикам велосипедистов данной возрастной категории;
     - при освоении предусмотренного программой объема тренировочных и
соревновательных нагрузок по годам обучения;
     - при устойчивости к стрессовым ситуациям, связанным с выполнением значительных по
объему и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок;
     -устойчивом уровне мотивации к высшим достижениям в избранном виде велосипедного
спорта.
     В группы высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены,
выполнившие (подтвердившие) квалификационные требования норм «Мастера спорта России»,
«Мастера спорта России международного класса» по велосипедному спорту (гонки на шоссе).
    2.2. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ
          ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
     Примерный план распределения учебных часов по годам обучения в спортивной школе
представлен в таблице 2.2.1(а,б). При его разработке за основу был принят 52-недельный режим
учебно-тренировочной работы учащихся в условиях спортивной школы и самостоятельных
занятий по индивидуальным планам и на период их активного отдыха. Учитывая современные
организационно-методические условия подготовки и тенденции к постепенному увеличению
доли централизованной подготовки, в таблице 2.2.2 представлены формы (зимний и летний
спортивно-оздоровительный лагерь, учебно-тренировочные сборы и участие в соревнованиях)
и объем централизованной подготовки, рекомендованные на различных этапах многолетней
подготовки велосипедиста.
  2.3. ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГОДАМ
                                        ОБУЧЕНИЯ
     При построении современной системы многолетней подготовки велосипедистов особое
значение уделяется параметрам соревновательной деятельности. В таблице 2.3.1 представлены
ориентировочные показатели соревновательной деятельности велосипедистов по годам
обучения. Рекомендованные параметры соревновательной деятельности разработаны на основе
сложившейся многолетней соревновательной практики отечественных и зарубежных
велосипедистов, специализирующихся в гонках на шоссе.
     Следует учитывать, что впервые в программе предусмотрено определенное количество
соревнований технической направленности. Этому компоненту подготовки придается
существенное значение в системе контроля за уровнем освоения юными велосипедистами
базовых элементов техники велосипедного спорта. Наряду с этим, при расчете параметров
соревновательной деятельности велосипедистов, специализирующихся в гонках на шоссе,
рекомендуется придерживаться определенного объема соревновательной деятельности в
режиме многодневных гонок
                                                                                           
      
Разработка сайта Webkomora 2006